О службе медиации
Разногласия, споры, конфликты являются неотъемлемой частью нашей жизни. Умение предотвращать конфликты, эффективно урегулировать разногласия, способность извлекать пользу из конфликта, разрешая его с наименьшими потерями, необходимы современному человеку в быту и в повседневной профессиональной деятельности. Медиация — это альтернативный способ разрешения споров с участием третьей нейтральной стороны, при котором сами стороны, вовлеченные в спор, наделены силой и влиянием на процесс поиска решения, а также возможностью свободного волеизъявления при выработке договоренностей. Медиация — это особая форма посредничества, не предполагающая вынесения посредником суждения, решения по спору.
Глоссарий
Медиация— способ разрешения споров мирным путем на основе выработки сторонами спора взаимоприемлемого решения при содействии нейтрального и независимого лица — медиатора
Медиативный подход– подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры
Восстановительное правосудие— новый подход к отправлению правосудия, направленный прежде всего не на наказание виновного путем изоляции его от общества, а на восстановление материального, эмоционально-психологического (морального) и иного ущерба, нанесенного жертве, сообществу и обществу, на осознание и заглаживание вины, восстановление отношений, содействие реабилитации и ресоциализации правонарушителя
Восстановительный подход— использование в практической деятельности, в частности в профилактической и коррекционной работе с детьми и подростками, в том числе при разрешении споров и конфликтов и после совершения правонарушений, умений и навыков, направленных на всестороннее восстановление отношений, доверия, материального и морального ущерба и др.
Принципы медиации
- Принцип добровольности. Процедура медиации является добровольной на всех этапах ее проведения, начиная с согласия сторон принять участие в данном процессе и выборе посредника, до подписания медиативного соглашения. Каждая из сторон, как и медиатор, в любой момент может отказаться от продолжения медиации, если посчитает таковую нецелесообразной
- Принцип конфиденциальности. По умолчанию все сведения, полученные в ходе процедуры, не подлежат разглашению ни посредником, ни сторонами конфликта. (Договоренности и решения, достигнутые на медиации, могут быть раскрыты третьим лицам только по взаимному согласию после письменного заявления сторон)
- Принцип нейтральности. Медиатор сохраняет независимость и беспристрастность как к предмету спора, так и к участникам процедуры медиации: не принимает сторону кого-либо из участников независимо от статуса и воздерживается от оценочных суждений и выводов относительно участников конфликта и причин спора
- Принцип равенства и равноправия .Сторонам в процедуре предоставляются равные возможности высказываться и быть выслушанными, предлагать темы для обсуждения и вносить предложения по разрешению конфликта; они обладают равными правами в обсуждении и в отстаивании своих интересов
- Принцип открытости и прозрачности.Медиатор разъясняет последовательность этапов медиации и суть процедуры, формирует понимание у сторон их роли и роли медиатора
- Принципы взаимного уважения и сотрудничества. В целях поддержания конструктивной направленности переговоров сторонам предлагается придерживаться уважительного стиля общения и не допускать взаимных оценок и оскорблений в ходе процедуры. Эти условия являются необходимыми для создания на встрече доверительной и безопасной атмосферы
- Принцип активной ответственности. Стороны, являясь «собственниками» конфликта, в равной степени ответственны за принятие и исполнение совместных решений; медиатор способствует формированию ответственности, поддерживает их шаги в этом направлении, в том числе проверяя прозрачность договоренностей и проясняя возможные риски их неисполнения.